четверг, 20 июля 2017 г.

Айман Экфорд: «О возможных проблемах учебы после школы»

У меня были три попытки продолжить обучение после школы, и все три были крайне неудачными. В первом университете я проучилась около полугода. Я училась на системном анализе, на факультете компьютерных наук и технологий Донецкого политехнического университета. После этого был Педагогический колледж в Санкт-Петербурге, в котором я продержалась чуть больше недели.  Затем Академия управления при президенте Российской Федерации. Специальность экономика. Меня хватило на три месяца.

Если бы я была брокером и стала бы анализировать рынок так же, как я анализировала украинскую и российскую систему образования при поступлении, я бы сразу разорилась. И это звучит довольно иронично, учитывая, что поступая в первый ВУЗ, я думала о создании собственной инвестиционной компании.

Когда вы поступаете в ВУЗ, то по умолчанию вы получаете целый набор «бонусов», как полезных, так и тех, из-за которых у вас могут быть серьезные проблемы. Об этих бонусах вам, вероятнее всего, никто не скажет. Это похоже на покупку инвестиционного портфеля, в котором содержатся акции неизвестных вам компаний или на заключение контракта, в котором многие пункты написаны мелким шрифтом, таким мелким, что его практически не разобрать.

Вот некоторые опасные вещи, которые, возможно, вы покупаете, в прямом или переносном смысле, поступая в высшее или специальное учебное заведение на постсоветском пространстве. Я пишу исключительно об опасных вещах, с которыми я столкнулась сама или с которыми сталкивались мои аутичные знакомые. Наш опыт не является универсальным, и не может распространяться на опыт всех аутичных людей и на ситуацию во всех существующих ВУЗах.


1) Тяжелые ассоциации.

Ваш университет или специальное учебное заведение может очень сильно напоминать школу, и если школьная жизнь была не из приятных, это может быть тяжело. Если вы думаете о том, что сможете оставить школу и все, что с нею связано, позади, как только вы получите аттестат, то я хочу вас предупредить, что вы, вероятнее всего, заблуждаетесь, если планируете продолжить образование.
Все учебные заведения, в которых я училась после школы, в той или иной степени ассоциировались у меня со школой. В педагогическом колледже ассоциации были настолько сильными, что иногда я во время занятий выходила из коридора и начинала интенсивно стимить, чтобы успокоиться. Мне казалось, что я переживаю постоянное дежавю. Это стало одной из причин, из-за которых я так быстро ушла из колледжа.


2) Отсутствие четких указаний.
Если вы можете работать только тогда, когда вам дают четкие и однозначные указания, в ВУЗе вам придется нелегко. Возможно, вы не сможете там учиться. Потому что большинство преподавателей, давая задания, не будут предоставлять вам пошаговые инструкции.

3) Отсутствие свободы слова.
Маловероятно, что преподаватели будут ценить ваше личное мнение, и что они будут считать ваше мнение равным своему. Если вы собираетесь учиться на гуманитарной специальности или если у вас будут гуманитарные предметы (которые есть на большинстве курсов), то вам вполне могут снизить оценку за то, что ваше мнение расходится с мнение преподавателя. За это к вам могут предъявить несправедливые обвинения, посылать к директору или задавать каверзные вопросы.
Например, один из преподавателей обвинял меня в хамстве за то, что я пыталась ему объяснить, что патриархат у некоторых видов приматов не означает, что в человеческом обществе женщины обязаны подчиняться мужчинам. Даже если люди действительно произошли от обезьян.

4) Идеологическая направленность занятий.
На гуманитарных курсах вам могут снижать баллы за правду, если ваши данные противоречат тем данным, которые содержаться в официальной программе. Даже если ваша информация более корректна.

5) Ощущение бессмысленности выполняемой вами работы.
Если у вас есть конкретная цель, ради которой вы поступаете в специальное учебное заведение или в ВУЗ (особенно если вы поступаете в ВУЗ), прежде всего, вам надо смириться с тем, что многие курсы, которые вы будете изучать, никак не связаны с вашей будущей работой, и их изучение не поможет вам стать лучшим специалистом. Большая часть времени, проведенная вами в ВУЗе, не подготовит вас к работе. Некоторые курсы и темы занятий не будут иметь вообще никакого отношения к выбранной вами специальности, но вы должны будете сдавать экзамены по этим темам и курсам, потому что иначе вы не сможете продолжить обучение.
Вам придется полтора часа слушать тот материал, который вы могли бы прочесть дома за полчаса. Вам придется выполнять совершенно бессмысленные задания на тех курсах, которые действительно важны для вашей специальности, и вы будете знать, что в это время вы могли бы учить что-то более полезное. Подобные ситуации будут происходить очень часто.
Возможно, у вас будут преподаватели, которые гораздо хуже вас разбираются в преподаваемом ими предмете, но которые будут уверены в своей правоте.
В каждом учебном заведении у меня было по одному подобному преподавателю.

6) Некорректная оценка знаний.
То, насколько хорошо вы умеете формулировать мысли словами и пересказывать текст, будет приравнено к тому, насколько хорошо вы владеете материалом. Вам будет очень сложно доказать, что человек может что-то знать, но при этом не уметь это рассказывать устно, и это будет особенно сложно сделать, если вам сложно формулировать свои мысли.
Кроме того, умение грамотно и аккуратно писать может оцениваться как владение материалом, даже если цель вашей работы – написать о символе христианской веры, в котором ни словом не сказано о грамотности и аккуратности.

7) Проблемы с ориентированием на местности.
Значительная часть моих проблем в университете и колледже состояла в том, что я практически никогда не могла найти нужный кабинет или нужный корпус, в котором проходили занятия. Так я пропустила значительное количество пар. При этом мои сокурсники каким-то магическим образом всегда находили нужное здание и нужный кабинет.

8) Проблемы с исполнительной дисфункцией.
Большая часть нагрузки в университете связана не столько с выполнением тяжелых заданий, сколько с выполнением большого количества не очень сложных, но разнообразных задач, многие из которых должны быть выполнены только определенным, не очень удобным для вас способом, и к некоторым из которых не прилагается четкой инструкции. Это может усилить ваши проблемы с исполнительной дисфункцией и привести к проблемам с учебой.

9) Отсутствие стабильности.

Занятия могут отменяться и переноситься, даты зачетов и экзаменов могут назначаться за день до их проведения, кабинеты, в которых проходят занятия, могут постоянно меняться, темы занятий могут не соответствовать изначальному учебному плану…в общем, если вы ждете, что жизнь в университете будет стабильной, вы, вероятнее всего, заблуждаетесь.

10) Сенсорно-недружелюбная среда.
Вероятнее всего, в вашем ВУЗе будет сенсорно-недружелюбная среда, что может негативно сказываться на вашей учебе и общем состоянии. В первом ВУЗе у меня впервые начались тяжелые сенсорные перегрузки, провоцирующие у меня приступы тошноты и отключение. Раньше таких эффектов от перегрузок никогда не было. Я фактически «вырубалась» на некоторых парах, и ничего не могла с этим поделать. Когда я просыпалась, ощущение было таким, как будто я приняла большую дозу снотворного, и обычно, проснувшись после такого "сна", я испытывала очень сильную дереалезацию. После учебы в первом ВУЗе подобное состояние часто наступало у меня во время любых сенсорных и эмоциональных перегрузок – например, я «вырубалась», когда стала ездить в метро, или во время сильного напряжения.

11) Эйблизм
Вероятнее всего, ваш ВУЗ эйблистский. Вероятнее всего, вы будете сталкиваться с эблизмом как со стороны преподавателей, так и со стороны однокурсников.
Преподаватели чаще проявляют скрытый эйблизм, чем явный, причем дискриминация с их стороны чаще всего связана с незнанием и не является преднамеренной. Они будут неверно трактовать ваши невербальные сигналы (например, отсутствие контакта глазами), и ваши слова (например, они могут видеть в них намеки, которых в них нет). Вероятнее всего, некоторые преподаватели будут относиться к вам предвзято.
Некоторые преподаватели являются явными эйблистами. Они могут прямо заявить вам, что такие как вы, «здесь не нужны», либо спросить у вас что-то вроде: «почему вы такой ненормальный?».
Если вы учитесь в медицинском ВУЗе, то эйблизм может быть частью вашего учебного курса – например, вам могут говорить, что мыши с эпилепсией «неполноценные мыши» или что люди с когнитивной инвалидностью (в том числе и аутисты) не должны размножаться.
Эйблизм сокурсников может выражаться в самых разных вещах: начиная от сплетен и странных смешков и заканчивая сексуальным насилием, которому аутичные студенты подвергаются гораздо чаще нейротипичных.
Обратите внимание, что то, в какую группу вы попадете, по сути, является лотереей. У вас могут быть как очень хорошие и понимающие сокурсники, так и сокурсники, которые постараются сделать все возможное, чтобы выгнать вас из университета. Но, вероятнее всего, в вашей группе будут и те, и другие.

12) Двойная дискриминация.
Если вы аутист, то у вас гораздо больше шансов быть подвергнутым дискриминации по возрастному, расовому, религиозному, классовому или социальному признаку. Кроме того, аутичные ЛГБТ-студенты становятся жертвами гомофобии, бифобии и трансфобии чаще, чем нейротипичные ЛГБТ.

13) Отсутствие инклюзивной среды.
Вероятнее всего ваш ВУЗ не будет инклюзивным. Я не слышала, чтобы хотя бы в одном российском ВУЗе была создана инклюзивная среда для аутичных людей. Вам придется с либо этим смириться, либо бороться за создание инклюзивной среды и за предоставление аутичным студентам равных возможностей, на которые они по закону имеют право. При этом, весьма вероятно, что ваш отдел по работе со студентами прежде не слышал о разнице между равными условиями и равными возможностями.

14) Психические проблемы.
Большая вероятность, что во время учебы в ВУЗе вам будет необходима помощь грамотного специалиста, потому что эта учеба может стать причиной различных психических проблем. Проблемы эти могут быть самыми разными – начиная от регрессии и полного отключения определенных навыков и заканчивая суицидальными мыслями. Вы можете стать более агрессивным. У вас может появиться хроническая усталость. У вас может повыситься сенсорная чувствительность. У вас может усилиться или  появиться обсессивно-компульсивное расстройство. У вас может появиться социофобия или повышенная тревожность. Думаю, мне не хватит целой страницы для того, чтобы перечислить все возможные психические проблемы, которые могут стать следствием обучения в ВУЗе.
В России очень мало хороших специалистов, которые умеют работать с аутичными людьми, но, возможно, вам удастся такого найти. Возможно, вы сможете выйти на него через форум аутичных людей или через специализированные группы по аутизму в социальных сетях.
Возможно, кто-то из ваших знакомых или родственников может помочь вам решить некоторые проблемы в учебном заведении, с которыми вам трудно справляться самостоятельно. Например, многим аутичным людям бывает сложно самостоятельно вести переговоры по какому-либо вопросу. Или вам может понадобиться помощь для того, чтобы рассказать преподавателю о своих особенностях. Не стесняйтесь обращаться за помощью.
Чем больше проблем вы сможете решить, тем стабильнее будет ваше психическое состояние.


Для тех, кому сложно принять свои проблемы.
Не стыдитесь того, что вы не можете справиться с некоторыми вещами, которые с легкостью даются другим студентам. Вы в этом не виноваты. Вы не виноваты в том, что наша система образования рассчитана исключительно на нейротипиков, и в том, что она полна эйблизма. Вы не виноваты в том, что этот эйблизм практически всегда остается  незамеченным и ненаказуемым. В нашей стране трудно подобрать группу людей, которой было бы так же сложно получить качественное образование, как студентам с инвалидностью или студентам, у которых могла бы быть инвалидность при лучшем уровне диагностики и при более высоком уровне работы медицинской системы. Я часто сравниваю эти сложности с теми, с которыми сталкивались рядовые афроамериканцы в середине двадцатого века, когда пытались получить образование в заведениях для белых в южных штатах. Если вас возмущает то, что черный подросток не мог зайти в столовую, на которой висела табличка «только для белых», то почему вы должны чувствовать себя виноватым, если вы не можете находиться в столовой из-за сенсорных трудностей? (А точнее из-за того, что там нет инклюзивной среды для таких, как мы). Если вас возмутило бы то, что ради того, чтобы защитить девятерых черных подростков в один южный городок США пришлось вызвать федеральные войска, то почему вы верите обвинениям в том, что вы сами виноваты в травле со стороны учеников и преподавателей? Если бы вы приняли как нечто нормальное то, что черный ученик, из-за подобных проблем в школе, может отставать в учебе от своих одноклассников и учиться хуже, чем мог бы при нормальных условиях, то почему вы завышаете требования для себя?

И не верьте тем, кто упрекает вас, что вы не можете (или можете) достичь такого же успеха в учебе, какого достигли другие аутичные люди. Вы - это вы. Ваш опыт уникален. Ваш случай уникален. Университеты и колледжи бывают разные. Некоторые бывают более инклюзивными, чем другие, причем иногда это зависит от случайного стечения обстоятельств. Кроме того, вы не можете выбрать однокурсников и преподавательский состав. Вам может повезти с ними меньше, чем другим. И, наконец, у всех аутичных людей, как и у нейротипиков, разные сильные и слабые стороны. Не каждый нейротипичный человек может выдержать постоянное напряжение, работая разведчиком в другом государстве. Не каждый нейротипичный человек может быть дрессировщиком диких животных. И не каждый аутичный человек может нормально себя чувствовать в эйблистском ВУЗе.

Будьте снисходительны к себе. Ставьте собственное психическое благополучие выше оценок, стипендий и наград. Примите то, что есть вещи, с которыми вы не сможете справиться, потому что после этого принятия вам будет легче справляться с другими трудностями. Давайте себе время на отдых. Самостоятельно анализируйте ситуацию в ВУЗе и не применяйте к себе чужие стандарты.

Я хочу пожелать вам удачи, если вы, несмотря на все опасности, планируете получать высшее образование. Я не призываю вас отказаться от этой идеи и не уговариваю вас бросить ВУЗ. Но я думаю, что вам стоит это сделать, если однажды вы поймете, что больше не можете так жить. Потому что ваша жизнь и психическое здоровье важнее диплома.