суббота, 31 декабря 2016 г.

Джинджер Стикней: «Праздничный стресс: пять способов справиться с хаосом праздников»

Источник: The body is not an apology

cs
(Описание изображения: Человек с челкой и каштановыми волосами средней длины. На человеке надета черная шляпа, клетчатая куртка и перчатки. Он_ а стоит на улице, среди людей, и пьет кофе. Источник: Flickr.com/Mike Kniec).



Когда наступает тьма, мое тело расслабляется. Кто-то празднует смену годового цикла, а я просто позволяю себе плыть по течению. Когда наступает зима, я вхожу в спящий режим, и это нормально. Но сложно находиться в спячке во время всеобщей праздничной суеты. В праздничное время надо так много сделать, и есть столько всего, что можно отпраздновать! Последние пару дней я провела практически в одиночестве, но при этом умудрилась поучаствовать в первом выступлении на гимнастической трапеции, и побывать на мероприятии с обменом подарками в своей любимой феминистической группе. Я  наслаждалась этими мероприятиями, но при этом боролась с усталостью, которая наступает, когда дни становятся короче. Больше всего мне бы хотелось куда-нибудь спрятаться и проспать до весны. Но до января у меня слишком много дел. Вот несколько стратегий, которые помогают мне пережить это одновременно темное и светлое время.


1. ПРИОРИТЕТЫ.
Иногда перспектива сделать все и сразу может показаться заманчивой. Я – нечто среднее между интровертом и экстравертом, и я всегда старалась взять на себя все, что мне предлагают, и использовать все возможности. Но обычно это приводило к тому, что потом я вообще ничего не могла делать и бросала все за неделю до декабря. Пару лет назад я поняла, что, прежде всего, я должна делать то, что мне больше всего нравиться. Я не могу  сделать все, и мои попытки все успеть приведут только к стрессу и выгоранию.

Сейчас мой подход заключается в том, что я сажусь и выбираю, что является не просто более важным для меня, а более значимым для нас как для семьи. В такие планы, например, входят выступления на трапеции, потому что мне нравиться смотреть, как мои дети показывают свои навыки и способности, а им интересно посмотреть, как это буду делать я.  Мы идем на Parade of Lights. Мы составляем список того, что мы хотим сделать помимо самых важных дел и мероприятий, после чего решаем, что для нас наиболее важно, и отказываемся от всего остального. Это не всегда легко, но благодаря этому оставшиеся события кажутся менее выматывающими и более веселыми и особенными.


2. ОСОЗНАЙТЕ И ПРИМИТЕ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ.
Не чувствуйте себя виноват_ой за то, что вы не можете успеть все. Для того, чтобы полюбить и принять себя, важно осознать простой факт, о котором довольно часто забывают – факт, заключающийся в том, что ваши потребности важны. Когда я учитываю потребности других, я стараюсь не забывать о своих собственных. С тех пор, как мне стало легче осознавать, как на меня влияет депрессия, психические особенности и СДВГ, я перестала считать слабостью необходимость в аккомодации и инклюзии.
Если на вас плохо влияют громкая музыка и яркие огни, то нет никакого проявления слабости в том, чтобы избегать подобных вечеринок. Если одиночество поможет облегчить депрессию, будьте одни. Нет ничего стыдного в уважении к собственной нейрологии. Я стараюсь обеспечивать и учитывать как свои потребности, так и потребности своих детей. Я не заставляю ни себя, ни их делать то, что может причинить вред психическому здоровью.

Более того, мне кажется, что в нашем случае это еще связано и с политической ситуацией. При нынешней политической ситуации многие из нас совершенно обоснованно чувствуют себя уязвимыми. При этом совершенно естественно не хотеть видеться с родственниками, встреча с которыми может превратиться в кошмар. Не забывайте, что вы можете оказаться втянут_ой в разговор или открытую дискуссию о политике, и на другие подобные темы.

Совершенно нормально сказать: «не сейчас».


3. ГОВОРИТЕ «НЕТ».
Это моя вечная проблема. Я из тех людей, которые хотят сделать гораздо больше, чем они могли бы сделать. В итоге это приводит к повышенной тревожности и неспособности с чем-либо справиться. Когда четверо из пяти моих детей решили снова ходить в школу, я знала, что из-за этого могут быть проблемы. Я постоянно напоминала себе о том, что теперь я не смогу волонетрить для всех. Я до сих пор стараюсь за этим следить. Конечно, я стараюсь помогать, но мне приходится выбирать приоритеты, потому что волонтерить в школе для одного ребенка не то же самое, что для шести. И когда меня загоняют в угол, я обычно извиняюсь, и говорю, что больше ничего не могу сделать.

Кажется, что праздничный сезон наполнен духом волонтерства. Сейчас можно легко увязнуть в желании отдавать и помогать. Но еще легче загрузить себя так, чтобы потом быть не в состоянии что-либо делать. Я ограничиваю себя двумя вещами, с помощью которых я помогаю в организации мероприятий, в которых участвуют мои дети, и двумя вещами, которые должны помочь другим людям. Четыре волонтерских занятия – это тот самый лимит моих возможностей, который меня не выматывает. На все остальное я отвечаю жестким, но вежливым: «нет».


4. ДЫШИТЕ.
Слово «дыхание» я, в данном случае, использую иносказательно; я имею в виду те небольшие штуки, которые питают вашу душу. Во время праздников так легко забыть заботиться о себе. Во всяком случае, я каждый год чувствую себя измотанной уже в середине декабря, и понимаю, что за это время я не сделала ничего из того, что помогает мне хорошо себя чувствовать. В этом году я заранее отметила в своем ежедневнике (да, я старомодная и использую бумажный вариант), такие вещи, как кофе-брейки, горячие ванны и время, выделенное на гимнастику. Я позаботилась о том, чтобы мы с мужем могли пойти на музыкальное шоу. Я сэкономила деньги для дополнительных занятий на трапеции. И еще я стала использовать специальные компьютерные программы, которые помогают мне справиться со стрессом.

Убедитесь, что вы делаете то, что помогает вам избежать стресса и хаоса. Вы не сможете помогать другим, если не будете заботиться о себе.


5. ПОМНИТЕ, РАДИ ЧЕГО ВЫ ПРАЗДНУЕТЕ. 
Не важно, что именно вы празднуете (это касается также и тех, кто отмечает светские праздники), но постарайтесь не забывать о религиозном значении или основных идеях того праздника, который вы празднуете. Я люблю вести специальный праздничный дневник, и пытаюсь записывать туда все, связанное с тем, что для меня значит Йоль. Это напоминает мне о том, что Йоль  - это не предпраздничная суета  и необходимость покупать тонны подарков для всех знакомых. Хотя иногда мне нравятся подобные вещи, бывает полезно вернуться к основам.

В этом сезоне я вижу несколько вещей, связанных с моей интровертной / экстравертной сущностью. С одной стороны, это время, когда мы вспоминаем о том, что надо помогать и отдавать. Поскольку мы живем в темное время, я думаю о том, как в прошлом в это время люди старались помочь нуждающимся, отдавая то, чего у них мало. Йоль – это время, когда мы делимся друг с другом самыми разными вещами: едой, одеждой, любовью, дружбой и т.п. Делая это, я одновременно даю другим то, что есть у меня в изобилии, и напоминаю себе о тех усилиях, которые я ради этого затрачивала в течение года.

С другой стороны, для меня это время отшельников. В темные холодные месяцы семена лежат в земле, ожидая теплого весеннего солнца. Я представляю себе тот потенциал, который заложен в семенах, то, как они прорастут и превратятся в фруктовые деревья. В Йоль я буду отходить от своих экстравертных порывов,  и проведу уютную ночь в семейном кругу, занимаясь чтением и вязание. Я рада тому, что у меня есть время на то, чтобы отдохнуть и поразмышлять, время, когда я не должна что-то делать. И я отмечаю саму эту возможность.

Надеюсь, мои советы помогут вам выработать свои собственные методы выживания в праздничное время. Желаю всем безопасных, радостных и бодипозитивных праздников.