суббота, 21 января 2017 г.

Браяна Ли: «Аутичные женщины, материнство и дружба»

(Примечание: Опыт аутичной женщины, воспитывающей ребенка в однополом браке: "Я была одной из них. Во всяком случае, так мне казалось. Я не ходила с ними по магазинам, и не получала приглашения на девчачьи обеды. В конце концов, я была для них «той лесбиянкой»")

Источник: Briannon Lee


Когда я стала матерью, я еще не знала о своей аутичности. И неожиданно я вдруг стала по-настоящему понимать, насколько сильно я отличаюсь от других женщин.

Когда я была чуть старше двадцати, я уехала из города, в котором жила прежде, оставив позади своих друзей, с которыми общалась в старших классах. Я решила заниматься вопросами социальной справедливости, работать и общаться с теми, кто занимается этими вопросами. Днем я могла работать с увлеченными людьми, разделяющими мои интересы, а вечером возвращаться домой к моему партнеру (которая также является аутичной женщиной), которая уважает мои потребности, включая потребность в отдыхе.

Мы купили дом и щенка. А потом я забеременела. У нас родился прекрасный ребенок. Я ушла в декретный отпуск. И эти первые дни были такими удивительно прекрасными, и такими чертовски тяжелыми.

Я была одинока. О господи, как я была одинока! И еще я была потеряна.

Я была лишена своей любимой работы, и той дружбы, которая основывалась на моих рабочих интересах. Мои дни были заполнены родительскими делами, которые давались мне особенно тяжело из-за исполнительной дисфункции, и все это на фоне недостатка во сне.


IMG_0888.JPG
Бри, только что ставшая матерью, прижимает к себе своего первенца

Я познакомилась с соседкой, у которой тоже был маленький ребенок. Она рассказывала мне о своем малыше. Сон. Кормление. Основные этапы развития. Я поняла, что мы можем общаться, ведь у нас есть общие темы. Она познакомила меня с целой сетью своих друзей. Какое-то время я думала, что наконец-то у меня появятся подружки, которых у меня не было с тех пор, как я окончила школу. Мы ходили за кофе. По вечерам гуляли с детьми.


Я была одной из них. Во всяком случае, так мне казалось. Я не ходила с ними по магазинам, и не получала приглашения на девчачьи обеды. В конце концов, я была для них «той лесбиянкой», и я устраивала их только когда говорила о младенцах, школах, доме и о других подобных «милых» вещах.

Мне дали понять, что существует не писаное правило, согласно которому я не могу говорить о политике, беженцах, отношении к бездомным, и на другие темы, связанные с моими интересами в вопросах социальной справедливости (и вообще ни на какие «сложные» социальные темы). Но, черт возьми! У меня были подружки, и это была цена за «дружбу». Возможно, им тоже казалось что что-то не то, возможно, они тоже умирали внутри. Я не знаю. Потому что мы всегда старались быть вежливыми.

В один прекрасный день, когда нашим детям было чуть больше года, дружбе пришел конец. Она закончилась из-за недоразумения. Я не думала, что подобное может случиться, и я не знала, как исправить то, что произошло. Но меня опустошило то, что я сразу же потеряла всех своих друзей, всех, с кем познакомила меня соседка. Почти всю мою «группу поддержи мам».

Я снова была потеряна. Я не понимала, что случилось. Я не понимала, что пошло не так. Может быть, это я все испортила?

У меня осталось несколько хороших знакомых, но, несмотря на их доброту, я отступила, решив, что «дружить с женщинами слишком сложно». Чувствуя боль от потери еще одной группы друзей, не понимая, что происходит, я решила, что: «Я плохой друг. Другие мамы меня не любят».

Шло время. У нас появилось еще два малыша. Я вернулась к работе, и снова стала заниматься тем, что доставляло мне удовольствие. Но я по-прежнему думала, что не смогу подружиться с другими мамами.

IMG_0889.JPG
Наша семья, две мамы и трое детей задувают свечи на торте. Фото с Дня Рождения одного из детей

Потом я узнала о своей аутичности. Понимание того, что значит быть аутистом, заставило меня переосмыслить мой опыт общения с другими женщинами.

Лазая по интернету, я познакомилась с другими аутичными мамами и небинарными аутичными родителями. Мы общались в группах на facebook, и с помощью личной переписке. Они рассказывали мне о том, какие у них были проблемы с дружбой, и о том, что когда они росли, им тоже было сложно общаться с другими девочками и женщинами. Они не надеялись увидеть меня лично. На самом деле, большая часть моих новых друзей жила на другом конце земного шара. Мы могли обсуждать серьезные темы, и обсуждать свои специальные интересы, и свободно использовать черный юмор, и задавать друг другу вопросы, касающиеся родительства.

Может быть (просто может быть) я не такая уж и неправильная женщина, и не такая уж странная мать? Возможно, я смогу найти друзей? Возможно, я смогу поладить с другими мамами?

Я стала немного увереннее. Я стала понимать, что существуют другие виды дружбы, и что можно иначе получать поддержку в вопросах материнства. Я стала более открытой с другими родителями, которых я встречала благодаря своим детям. Я стала говорить им о своей аутичности. Мне нравилось быть собой.

Сегодня я знаю, каково это – быть другом, забыв о нейотипичных социальных нормах и стандартах дружбы. Замечательно чувствовать себя от того, что твоя дружба основана на общих проектах и волонтерской работе. Нормально чувствовать себя из-за своей потребности в коротком контакте с друзьями после долгих месяцев перерыва. Нормально себя чувствовать от того, что мне удобнее переписываться с человеком или пообщаться с ним в группе на facebook прежде, чем я впервые встречусь с ним лично.  Нормально себя чувствовать от того, что у меня мало друзей за пределами семьи.

Чем больше я думаю о своем женском гендере в контексте своей аутичности, тем легче мне общаться с другими людьми, похожими на меня. Я не пытаюсь притворяться, и я привлекаю других родителей, которые не пытаются загнать себя в узкие нейронормативные и гендерные нормы материнства и материнских групп.

Дерьмово притворяться нейротипичной мамашкой. Нахождение среди нейротипичных «подружек», как и попытки «вписаться» в их давящие нормы, было сложным и крайне выматывающим.

Я от многого отучилась. Но избавившись от ненужных ожиданий, я поняла,  что это не сделает меня одинокой на пути материнства.

With my friend Michelle, an autistic parent that I met online. We share a passion for advocacy for human rights, and here we were in Geneva speaking at the UN.
Я и мой друг Мишель Сеттон. Она - аутичная мама, с которой я познакомился в интернете. У нас общие увлечения, и мы вместе работаем над несколькими волонтерскими проектами. Фото сделано во время нашего визита в ООН в 2016 году.

________________________________________
Я хочу сказать своим друзьям и читателям, что некоторые мои небинарные друзья и родители не идентифицируют себя как «мамы», и поэтому я использовала вперемешку такие слова как женщина, мама, друг,  подруга и родитель.