среда, 21 декабря 2016 г.

Мири Могилевски: «5 примеров христианских привилегий, которые вы можете наблюдать в течение зимних праздников»

Источник: Everyday feminism

В детстве я боялась Рождества. Я была ребенком, выросшим в довольно светской русско-еврейской семье.

На Рождество все мои друзья и одноклассники получали десятки подарков от своих родственников и знакомых, а я в это время сидела дома, и боялась выйти на улицу.

У нас в семье отмечали другие праздники – Новый Год, Хануку, Пурим, и многие другие. Но сложно не чувствовать себя одинокой, когда все вокруг переживают самое замечательное время года, и все это проходит мимо вас.

Когда я стала старше, «рождественская» зависть уступила место гордости. Я стала гордиться своими собственными праздниками, ритуалами и традициями. Но я все равно являюсь человеком, выросшим среди чужой культуры и чужой религии. Зато теперь я могу использовать этот опыт для понимания и анализа христианских привилегий.

Как и многие другие формы привилегий, христианские привилегии дают их носителям «дополнительные», «незаслуженные» преимущества. Этих «бонусов» нет у представителей других религий и у атеистов.

Эти привилегии могут быть неявными (например, более положительное и выгодное изображение христиан в СМИ и в массовой культуре), и явными (например, христиане не испытывают той травли, с которой вынуждены сталкиваться из-за своих верований или отсутствия таковых представители других религий, а также атеисты и агностики).
Нехристианский опыт подвергается различным видам маргинализации. Каким именно? Это зависит от того, о каком опыте идет речь. Например, многие мусульмане сталкиваются с интерсекциональным пересечением исламофобии и расизма, в то время как по отношению к атеистам существуют совершенно другие мифы и предрассудки.

На мое восприятие христианских привилегий повлиял мой опыт еврейки-атеистки, и поэтому оно не является универсальным.

Христианские привилегии влияют на нашу жизнь в течение всего года, но они особенно заметны во время праздничного сезона.

Итак, вот пять примеров того, как в это время года христиане и христианство находятся в привилегированном положении. Я пишу это для того, чтобы вы могли лучше понять, как лучше учитывать опыт и потребности представителей других религий и тех, кто не относит себя ни к одной религии.



1. ХРИСТИАНАМ ГОРАЗДО ЧАЩЕ РАЗРЕШАЮТ НЕ РАБОТАТЬ В ИХ ПРАЗДНИКИ.
Прежде чем перейти к этому пункту, стоит отметить, что возможность получать оплачиваемый праздничный отпуск уже является классовой привилегией. На многих предприятиях и во многих организациях подобных отпусков просто нет.

Мы не должны забывать о том, что для того, чтобы вы могли пойти на распродажу в Черную пятницу, или в последний момент купить в супермаркете индейку к Рождеству, некоторые люди работают в праздники, в том числе и в их праздники.
Но те заведения, в которых есть оплачиваемые праздничные каникулы, обычно устраивают эти каникулы исключительно на христианские праздники.

Благодаря этой привилегии у христиан (с классовыми привилегиями) есть возможность отмечать праздники с любимыми, в то время как у нехристиан (вне зависимости от того, есть у них классовые привилегии или нет), чаще всего, такой возможности нет.



2. ТЕ ХРИСТИАНЕ, КОТОРЫЕ МОГУТ СЛЫШАТЬ, ПОВСЮДУ СЛЫШАТ МУЗЫКУ, ПОСВЯЩЕННУЮ ИХ ПРАЗДНИКАМ.
Не поймите меня превратно – мне нравится Рождественская музыка. Не могу сказать точно, чем именно она мне нравится, возможно, она просто вызывает  у меня приятные воспоминания о том, как я в детстве играла в снежки, о школьной музыкальной группе и о зимних каникулах.

Но для многих других нехристиан повсеместное звучание христианских песен на зимних праздниках является постоянным напоминанием о том, что их собственные традиции и праздники остаются невидимыми.

Все вы слышали уйму гимнов о малыше Иисусе и песенок о Санта Клаусе, но крайне маловероятно, что вы слышали хотя бы несколько песен о древних иерусалимских войнах и о семи принципах Кванза.
Хотя, возможно, нехристианским праздникам посвящено меньшее количество песен (хоть их явно больше, чем вам кажется).

Итак, сама по себе христианская музыка не является проблемой – но то, что она настолько вездесущая, является частью гораздо большей проблемы. Проблемы, заключающейся в том, что одна единственная религия так сильно пронизывает американское общество.



3. МНОГИЕ ХРИСТАНЕ НЕГАТИВНО ВОСПРИНИМАЮТ ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ, УКРАШЕНИЯ И ПРАЗДНОВАНИЯ.
К счастью, в последнее время в вопросах увеличения инклюзивности праздников есть прорыв. В это время года наконец-то стали вспоминать о существовании нехристианских праздников, и с большим уважением относиться к нехристианским традициями.

Повсюду стали появляться не только Рождественские ели, а и Ханукии, открытки к Кванзе теперь продаются вместе с Рождественскими открытками, и теперь малознакомых людей принято поздравлять со словами: «с праздниками», а не: «с Рождеством», потому что мы  не знаем, какие праздники этот человек отмечает, а какие -  нет.

Мне очень нравятся эти перемены, и то, что они произошли всего лишь за несколько лет.

Но многие христиане, особенно те, кто разделяет консервативные политические идеи, реагируют на это очень негативно, и их реакция ясно показывает, насколько укоренились в нашем обществе христианские привилегии.

Каждый декабрь правые христианские писатели и знаменитости перефразируют известный аргумент о «войне с Рождеством», выступая против светских поздравлений с праздниками, инклюзивных украшений и недостаточного количества рождественских чашек в Starbucks.

Как и представители многих других доминирующих групп, которые постепенно начинают терять свои привилегии, эти христиане рассматривают инклюзивность к другим религиозным (и нерелигиозным) группам как нападки на себя и на свою веру.

Но нет ничего предосудительного в поздравлении: «с праздниками», вместо: «с Рождеством», и в изображении Ханукии рядом с елкой. И хотя, (как я надеюсь), христианские привилегии начинают идти на убыль, они все еще сильно укоренены в обществе.



4. В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ ПРИНЯТО ЖАЛЕТЬ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ПРАЗДНУЮТ РОЖДЕСТВО.
Как вы отреагируйте, если я скажу вам, что планирую провести Рождество в одиночестве, читая книгу? Многие люди решат, что это повод для грусти и жалости.

- Но Рождество – это же семейный праздник! – воскликнут они. – Ты не можешь праздновать Рождество в одиночестве!

Но некоторые люди не празднуют Рождество! Для нас это просто очередной выходной. Что грустного в том, что человек просто хочет расслабиться и побыть один в выходной?

Грета Кристина, активистка-атеистка, пишет о рождественском дне, который она провела в одиночестве:

«… помню один телефонный разговор, который у меня состоялся на Рождество. Как обычно, я обзванивала всех знакомых-христиан и поздравляла их с праздником, и один из них спросил меня о том, чем я собираюсь сегодня заниматься.

Я ответила, что собираюсь доедать остатки еды и читать книги. И тогда мой собеседник спросил у меня голосом, полным ужаса: «Одна?!? Ты действительно проводишь Рождество ОДНА?»

До этого момента я совершенно нормально относилась к тому, что мне придется быть одной на Рождество. Не просто нормально… я была из-за этого счастлива. Я с нетерпением ждала этого дня, точно так же, как я ждала бы праздничного обеда, общения со знакомыми и шумных рождественских празднований.

Но когда я услышала: «Ты действительно проводишь Рождество ОДНА?», мне вдруг стало стыдно.

Мне пришлось соврать, только чтобы больше не слышать эту ужасную жалость. Я сказала, что я пока одна, но чуть позже собираюсь поехать к друзьям. То, что этот человек беспокоился – как мне кажется, из лучших побуждений – о том, что мне приходится праздновать Рождество в одиночестве, и что от этого я могу почувствовать себя несчастным неудачником… заставило меня чувствовать себя несчастным неудачником».

Мне не грустно и не стыдно от того, что я провожу Рождество в одиночестве. Я могу испытывать нечто подобное, когда мне приходится в одиночестве отмечать иудейские праздники вроде Рош Ха-Шана и Хануки, но тут проблема в том, что, как я уж писала выше, эти дни не являются выходными.

И никто не спрашивает у меня, провожу ли я эти праздники в одиночестве, и как я себя из-за этого чувствую.



5. МНОГИЕ ХРИСТИАНЕ ПУТАЮТ НЕХРИСТИАНСКИЕ ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ С РОЖДЕСТВОМ, И СЧИТАЮТ ИХ ЧАСТЬЮ «РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПРАЗДНИКОВ».
Как я уже говорила, в последнее время в декабре стали уделять внимание и другим, нехристианским праздникам: например, Хануке, Кванзе, Дню Зимнего Солнцестояния и т.п. В целом, это очень здорово, и я всегда рада информированию о нехристианских праздниках.

Однако, такое информирование зачастую приводит к странному смешиванию этих праздников с Рождеством, и к приравниванию этих праздников к Рождеству. Например, Хануку иногда называют: «иудейским Рождеством», что совершенно неверно.

Не может быть никакого «иудейского Рождества», потому что иудеи не празднуют рождение Иисуса (или любой другой сверхъестественной личности).

Ханука – это праздник в честь победы Маккавеев над войсками Селевкидов, которые пытались уничтожить религию евреев.
В отличие от Рождества, Ханука не является самым главным праздником. Иудейская версия «праздничного сезона» приходится на осень и включает в себя  Рош ха-Шана (еврейский Новый год), Йом Кипур (День Искупления), и праздничные дни между этими праздниками. Эти дни называются Днями Трепета.

Приравнивание Рождества и Хануки стирает реальное значение Хануки,  и укрепляет христианские привилегии.

Из-за этого у людей вроде меня складывается ощущение, что христиане нормально относятся к нашим праздникам, только когда они оказываются похожими на их собственные праздники.


***

Когда речь заходит о деконструкции христианских привилегий, важно сделать эту деконструкцию реальной. Каждый декабрь в организациях и учебных заведениях звучат шуточки по поводу запрета фразы: «счастливого Рождества» и переименования «рождественской елки» в «праздничную елку». И это при том, что шумиха по поводу этих вопросов сама по себе является признаком христианских привилегий. И когда все эти усилия перекрываются воплями о «войне с Рождеством», зачастую они оказываются напрасными.

Несмотря на то, что в праздничный период христианские привилегии более заметные, чем в остальное время года, сама проблема выходит далеко за рамки темы о вертепах и Санта Клаусах. Христианские привилегии основаны на том, что христианство считают более важной и истинной верой, чем другие религии и убеждения (такие как атеизм и гуманизм).

В  США это еще переплетается с идеей о том, что США были созданы для христиан, а не «для других», и, несмотря на то, что религиозная свобода является одной из основополагающих идей нашего государства, этот аргумент используют очень многие правые христиане.

Как пишет в своей статье Эллен Фридрихс, для того, чтобы покончить с христианскими привилегиями, христиане должны больше узнавать о других религиях и об атеизме, и понять, в каких именно вопросах они получают незаслуженные преимущества, которых нет у носителей других религий и убеждений.

В более глобальном смысле, важно выступать за полное разделение церкви и государства,  и бороться с любыми формами угнетения, которые основаны на привилегиях консервативных христиан: с сексизмом, расизмом, гомофобией и т.п.

И для того, чтобы решить эти проблемы, нам надо продолжать разговор о привилегиях уже после того, как будут развернуты подарки и зажгутся рождественские огни, особенно учитывая рост исламофобии в американском обществе.



Мири Могилевски является одним из авторов Everyday Feminism. Она недавно получила степень магистра в области социальных работ, и начала карьеру советника в Колумбусе, штат Огайо. Она любит читать, писать разные текст, изучать психологию, социальные науки и вопросы сексуальности. Еще она тренирует навыки фотографирования на своей кошке. Мири ведет блог под названием Brute Reason, пишет на Tumblr, а иногда и на twitter (на @sondosia).