пятница, 27 мая 2016 г.

Нора: «Мне нравятся мои ярлыки»

(Примечание: Рекомендуем прочесть еще этот пост данного автора)

Источник: A Heart Made Fullmetal
Мне нравятся мои ярлыки.
- Но ярлыки нужны для банок с супом, а не для людей, Нора.
- Людям не нужны ярлыки.
- Используй язык «сначала человек».
- Ты не аутист. Ты «человек с аутизмом». Прежде всего, ты человек.
Люди очень часто хотят отделить от меня ярлыки, которые я с таким трудом приняла и сделала частью себя.

У меня есть аллергия. Я не могу есть многие виды еды, потому что для меня они не безопасны. И ярлыки помогают мне понять, какую еду стоит есть, а какую нет.  Иногда ярлыки бывают некорректными, но чаще всего они мне помогают. Точно так же обстоят дела с моими собственными ярлыками – они помогают мне в повседневной жизни, благодаря им я могу понять, с кем я в безопасности и в каких группах я могу находиться.

Ярлыки помогают мне осознать, что я не одна и что я не являюсь бракованным человеком. До того, как я осознала, что я асексуал и аромантик, мне казалось, что со мной что-то не так. Я пыталась заставить себя вести себя неестественным для себя способом, и от этого я явно не становилась счастливее. Я отчаянно старалась втиснуться в рамки, которые мне не подходили. Когда я поняла, в чем дело, я смогла найти других людей, которые похожи на меня, найти слова, которые описывают меня и мои чувства, и которых я прежде не знала.
Ярлыки помогают мне искать других людей, которые на меня похожи. Например, когда я общаюсь с другими аутистами, мне не надо объяснять им причины своих отличий. Я могу использовать в разговоре с ними жаргон, который они понимают или который они сами используют. Или объяснять определенные вещи так, чтобы это объяснение имело смысл для нас, хотя аллисты (люди без аутизма), не смогли бы его понять.

Точно так же другие ярлыки, те, что вы навешивайте на себя, помогают мне понять, где я могу быть в безопасности. Если вы используйте символ в виде кусочка пазла, то я буду настороже, потому что решу, что вы поддерживаете Аutism Speaks. Если вы используете определенные символы или риторику, ярлыки помогают мне определить то, с чем я не хочу иметь ничего общего. Мои ярлыки не просто помогают мне, они меня защищают.


(На изображении слева светлокожая брюнетка в голубых очках. На ней толстовка с персонажами студии Ghibli. Она инвалид, аутист, асексуал и аромантик – и она очень гордится своими ярлыками)

Пытаясь отделить от меня мои ярлыки, вы игнорируете то, кем я являюсь. Сами вы постоянно используйте ярлыки – например «врач», «учитель», «блогер» и «друг». Но если кто-то называет себя словом, которое в обществе считается неоднозначным или которое означает отличие от большинства, этот ярлык автоматически считается плохим. Этот ярлык становится нежелательным. Внезапно все начинают хотеть, чтобы его не было.
Мне кажется, что люди, которые отчаяннее всего борются с ярлыками, сами не получают выгоду от своих ярлыков. Они борются с ярлыками, потому что от этого они чувствуют себя умными, делают это ради того, чтобы потешить чувство собственного достоинства, и они думают, что оказывают нам огромную услугу, напоминая нам, что мы – нечто большее, чем наши ярлыки. Что мы не должны использовать по отношению к себе ярлыки. Что ярлыки не отражают опыт людей.

Но дело в том, что на самом деле они отражают наш опыт. Для меня, как для инвалида, ярлыки значат все. Они дают мне понять, что я все делаю правильно. Они дают мне понять, что я не сломана, что я не испорчена. Они дают мне понять, что существуют другие люди, похожие на меня, и что в большом, прекрасном мире полно людей с разными ярлыками. Они позволяют мне говорить о том, кем я являюсь, используя как можно меньше слов.

Мне нравятся мои ярлыки. Пожалуйста, не надо пытаться отобрать их у меня только потому, что они вам не нравятся. Называйте меня аутистом. Называйте меня инвалидом. Называйте меня Анорой – потому что это то, кем я являюсь. Эти слова не совершенны и не идеальны. Но они прекрасны – настолько, насколько прекрасна я. Вместе эти слова могут описать то, кем я являюсь. Мои ярлыки – это я.