суббота, 13 февраля 2016 г.

Айман Экфорд: "День святого Валентина, открытки и "нормальность""

1.
День святого Валентина непростой день для многих молодых людей. Особенно для тех, кто отличается от большинства. Ведь если ты другой, кто тебя полюбит?
Именно это хочет внушить нам общество. И именно так я думала в свое время.
 Нет, я не могу сказать, что тогда я мечтала о любви. В подростковом возрасте это слово казалось мне слишком неоднозначным, как знаменитый «сапор» из анекдота, который может обозначать одновременно и церковь, и замок и забор.
Но День святого Валентина был тем днем, когда я острее всего осознавала свое одиночество. Если вы раньше читали мои статьи на этом блоге, то вы знаете, что я аутист и что я лесбиянка. А это значит, что в школьные годы я тоже была аутичной лесбинкой, вот только тогда я еще не знала ни первого, ни второго.

Я просто думала, что со мной что-то не так. Я винила себя в своих аутичных отличиях и считала, что смогла бы их преодолеть, если бы не была настолько безнадежно слабой. И я жутко боялась странного влечения к одной из своих одноклассниц. Раньше я   уже рассказывала здесь об этом.

Когда я училась в средних классах, валентинки считались у нас своеобразным символом благорасположения. Если один человек хотел показать другому что тот ему нравиться, он дарил ему валентинку. Это было очень простое правило невербального социального взаимодействия, которое могла понять даже я. Валентинки не всегда были искренним подарком. Их дарили учителям, и часто эти подарки были неискренними – к ним просто хотели подлизаться. Некоторые дарили валентинки всем своим одноклассникам. Иногда эти люди были лицемерами. Они могли подарить мне валентинку, а потом смеяться после каждого моего слова и отнимать у меня мои вещи. Конечно же, ни о какой дружбе не могло быть и речи – они просто хотели казаться хорошими. Эти валентнки были просто неумелым враньем.


Именно такие открытки я чаще всего получала в подарок, и я брала их только потому, что мне нравилось раскладывать их в ряд дома на кровати. В каком-то смысле я коллекционировала валентинки. Но я променяла бы все их на одну открытку от той самой одноклассницы, которая мне нравилась.
Я считала ее своей подругой. Я до сих пор помню ту гору валентинок, которая валялась у нее на парте в седьмом классе и то, как я хотела получить одну из них. Это было бы знаком того, что она воспринимает меня примерно так же, как я воспринимаю ее.

2.
Сейчас я не праздную День Святого Валентина. Я ничего не покупала своей девушке на этот праздник. Мы считаем этот день самым обычным днем. Я знаю историю праздника, я вижу рекламу товаров «для любимых» на улицах, но я не понимаю, какое отношение День святого Валентина имеет к моей жизни. Интерес к ярким открыткам у меня пропал, я их больше не коллекционирую.

Но я помню то как тяжело я переносила этот день в школьные годы, потому что в этот день я особо ясно ощущала, что у меня нет друзей. И я знаю, что День святого Валентина и по сей день для многих является очень сложным днем. Особенно для тех, кто чувствует свое одиночество и кто чувствует себя изгоем. В каком-то смысле День святого Валентина – это праздник нормальности, а не праздник любви. Это праздник отношений, построенных на нейротипичной норме. Это праздник любви нейротипика к нейротипику. Это праздник гетеросексуальной моногамной любви. Это праздник любви тех, кто соответствует гендерным стереотипам.
У нас в школе парни не дарили валентинки парням. Они дарили валентинки только той девушке, которая им нравиться. В нашей школе, как и во многих других школах, слово «пид*рас» было самым страшным ругательством.

3.
Вы можете чувствовать, что это день «не для вас». Что это тот день, когда все, кроме вас имеют право праздновать свою любовь и кричать о своих отношениях.
На самом деле это не так. Если вам важен этот праздник, то вы можете вернуть себе право радоваться и отмечать его вместе со всеми. Вы можете выбрать свою дату для того, чтобы устроить праздник в честь своей любви. Вы можете использовать эту дату.  Вы можете в этот день говорить о том, что такие как вы тоже имеют право на любовь. Вы можете праздновать то, насколько разной может быть любовь. Вы можете говорить о своем понимании любви.
Сама по себе дата ничего не значит – даже если она выбрана в честь какого-то события, произошедшего много лет назад. День святого Валентина в нашей культуре никогда не был религиозным праздником. В празднике важна не дата, а тот смысл, который мы в него вкладываем. Этот смысл может отличаться от того, который пытается навязать нам СМИ.

4.
Если вы гомосексуальный молодой человек, который в этот день чувствует себя одиноким... Если вы чувствуйте, что с вами что-то не так или вам кажется, что никто и никогда не сможет принять то, что вы понимаете любовь не так, как ее понимает большинство людей … Просто будьте собой.
Если вы не соответствуете гендерным представлениям о норме, просто будьте собой.
Если все говорят, что вы слишком странный и поэтому никто вас не полюбит, просто будьте собой!
Если вас винят в вашей инвалидности, если вам говорят что вы всегда будете обузой тому, кто может в вас влюбиться, потому что вы ни на что не способны, просто будьте собой.
Помните – вы можете сделать другого человека счастливым. Вы можете быть счастливым сами. Вы не обуза и не ошибка. И если сейчас вам тяжело, это не значит, что с вами что-то не так. Может быть ваше время просто не пришло.

Вам не нужна любовь тех, кто не сможет принять вас таким человеком, каким вы являетесь и кто ненавидит часть вашей личности и вашей жизни. Потому что им нравитесь не вы, а тот образ, какой они создали в своей голове.
Возможно, когда-нибудь они поймут, какой вы замечательный человек. Возможно, что нет.
Но в любом случае не слушайте их и будьте собой!

Для того, чтобы вас полюбили вы не должны притворяться другим человеком. Ведь разве вам хочется чтобы вместо вас полюбили того человека, чью роль вы играете? Разве вам хотелось бы жить с человеком, который говорит о том, как он вас любит, но при этом совершенно вас не знает?

Помните, что в мире много людей с такими же особенностями как у вас, которым в свое время говорили то же самое. Практически каждый негетеросексуальный, не цисгендерный человек и почти каждый, кто хоть чем-то отличается от общепринятого понятия нормы, в свое время слышал то же самое, что слышите сейчас вы. Но многие из них живут счастливой и полноценной жизнью.

Надеюсь, вы встретите того, с кем вам будет легко и интересно общаться. В мире миллиарды людей, и вероятность такой встречи не такая уж маленькая.
И я практически уверена, что у вас есть свои хорошие качества – вы по-своему талантливы, вы понимаете то, что сложно понимать другим, вы знаете много такого, чего не знают очень многие.
Вы уникальны, талантливы и прекрасны.
И на Земле есть тот, кто сможет это оценить. Всегда найдется человек, который посчитает вас прекрасным, который сможет ценить вас и который сможет вас понять.
Знаете, я верю в вас больше чем поверила бы в человека, который соответствует всем нормам и похож на большинство людей. Я хочу, чтобы вы знали что я с вами – я хотела бы вам помочь.
Те люди, которые ненавидят ваши отличия, просто находятся в плену предрассудков. На них очень сильно влияет общественное мнение, настолько, что зачастую они сами не могут объяснить, почему они не воспринимают как полноценных людей аутистов, или почему они презирают геев. Большинство из них не может вести на эту тему конструктивный диалог, не потому что им сложно формулировать свои мысли словами, а потому что у них нет иных аргументов кроме апелляции к нормам, которые приняты в обществе. И мне жаль их. Потому что это мешает им увидеть мир шире, это мешает им разобраться в своих собственных проблемах и понять других людей. Вы не обязаны превращаться в такого человека. Вы не обязаны перенимать их представления о норме. Вы не обязаны отказываться от своей жизни в угоду тем, кто не может вас принять.