суббота, 3 октября 2015 г.

Эмили Брукс: "Тело как второй язык: путешествие по женской квир-культуре в аутистическом спектре"

Источник:Autostraddle
Переводчик: Мишель Вирс

Я всегда знала, что я отличаюсь от других, - так обычно начинаются стереотипные истории камин-аута, и моя не является исключением.
Но, как бы то ни было, с момента, когда я поняла, что я квир, моя история начинает принимать свой оборот.  Не было ни глубокого вздоха облегчения, ни просветления: "О, это объясняет все!" То, что мне нравились девушки и 
гендерно -некомфорные люди не объясняло моей восторженности по поводу грамматики и Гватемалы, также это не объясняло моей особенности воспринимать знаки буквально, того, что у меня ежедневно заплетаются ноги, и фантастического умения попасть впросак в обществе. Момент ясности пришел позже, когда мне поставили диагноз - расстройство аутистического спектра (РАС).
Через некоторое время я начала задаваться вопросом, как аутизм влияет на знакомство, отношения и секс в ЛГБТ-сообществе, так что я стала брать интервью у лесбиянок, бисексуалок и квир-женщин со всего мира, которые находились в спектре.  Я не говорю от лица всего "аутистического сообщества". Несмотря на то, что у нас общий диагноз, то, как проявляются РАС для каждого индивидуально. Даже когда другие принадлежащие к ЛГБТ женщины-аутисты доверились мне, я была поражена тому, о чем мы друг с другом делились.


Нравлюсь ли я ей?
Пригласила ли она тебя в кино, потому что хочет, чтобы ты была ее девушкой, или просто потому что ей нужна приятельница, с которой можно вместе впасть в экстаз от красавчика в главной роли? Даже ученая, в чьей диссертации на докторскую степень по философии написана на тему утонченного флирта между девушками, вероятно, сама задумывалась об этом. Возьмите это неудобство и неопределенность, смешайте с плохо развитой способностью читать язык тела, и вы начнете понимать, почему для многих из нас знакомство с девушкой кажется таким удручающе невозможным.
Для меня понимание и использование языка тела – это что-то вроде разговора на иностранном языке. Я слишком на этом концентрируюсь, путаюсь и делаю ошибки, которые заставляют меня краснеть. Оказывается, другие квир-аутисты сталкиваются с подобными проблемами.
 - В общем-то, мои навыки чтения лиц и языка тела ниже среднего, - говорит Камилла, 39-летняя 
бисексуалка из Канады. - Я все время неверно трактую жесты. Как вы поймете, что нравитесь девушке, если не понимаете выражение ее лица, интонации или положение тела? Никак!
- Мне очень сложно понять, что кто-то флиртует со мной, я пропускаю все признаки того, что кто-то проявляет ко мне интерес", - признается 
Ферн, 45-летняя бисексуалка из Канады.
Незамеченные попытки заигрывания снижают самооценку примерно на 150 пунктов, также они могут ранить чувства или вызвать агрессию от случайно отвергнутых людей.
- Обычно я не понимаю, что кто-то флиртует со мной, пока они не пойдут напролом, сказав мне прямо, - говорит 
Аника, 29-летняя лесбиянка из Швеции. - Хотя для меня это не является серьезной проблемой пока некоторые люди не начинают злится на тебя за то, что ты не обращаешь внимания на их флирт.

 Как поймать ее взгляд, если ты неспособна на это
Неспособность к беглому невербальному общению может превратить флирт в суровое испытание.  Как мы поймаем ее взгляд, если сам зрительный контакт – явно не типичное для нас поведение?
- Я не флиртую, - объясняет Камилла, - я никогда не была на это способна. Я не устанавливаю зрительный контакт с мужчинами или женщинами, то есть если кто-то смотрит на меня – я об этом не знаю.
Положить глаз не на того человека – еще один быстрый способ нажить себе врагов.
- Я понятия не имею, как определить, что два человека встречаются, - рассказывает 
Келси, 23-летняя канадка, идентифицирующая себя как асексуальный квир.
Келси рассказала о том, как она поразилась помолвке двух своих друзей.
- Мой отец, который знал их гораздо хуже, чем я, думал, что они уже могли быть женаты. Если бы я не была асексуальной, - предполагает она, - я могла бы проявить интерес к кому-либо, кто уже занят, просто из-за того, что я не замечаю этого.
Барьеры языка тела
Если ты в спектре, общаться на "нейротипичном" (или не на аутичном) языке тела – все равно, что путешествовать по стране с другой культурой без предварительного исследования того, какие из твоих обычных жестов и выражений лица являются там страшно оскорбительными.
- Я часто получаю лишнее внимание, из-за которого я чувствую себя довольно не комфортно, потому что я являюсь гендерно-
некомфорной, - признается Аника.
Она описывала моменты, когда люди пытаются строить ей глазки:
-Это, конечно, лестно, но часто я не знаю, как реагировать, и просто столбенею, когда кто-то, кого я не знаю, подбирается слишком близко.
Своим ступором или отстранением, Аника может случайно послать сигнал "не заинтересована".
Даже в близких отношениях мы можем испытывать трудности в правильном понимании ситуаций.
- Моя бывшая девушка часто намекала на то, что она хотела бы от меня, например, говоря: 'Я иду в душ', если она хочет принять душ вместе, - рассказывает Ферн. - Конечно, я пропускала это мимо ушей. Еще она может ожидать от меня отклика на невербальные сигналы о том, хочет она или нет секса, и, опять же, я не догадывалась об этом.
Ферн могла казаться грубой или апатичной; в действительности же они с ее девушкой просто говорили на разных языках.
Трудности с ощущениями
Аутистический спектр идет рука об руку с проблемами с сенсорной интеграцией. Наши чувства усилены, скрыты в нас, противоречивы и смешаны. Сенсорная интеграция может повлиять на нашу чуткость, физическую связь и сексуальные предпочтения. Нет двух одинаковых людей в аутистическом спектре. Джози, 23-летняя квир из Канады, любит обниматься. Камилла любит только определенные прикосновения.
- Если говорить о близости, моя последняя девушка любила легонько касаться моей кожи пальцами, что я ненавидела, - говорит она.
Келси не интересуют любые сексуальные контакты. Когда-нибудь она хочет стать матерью, и ее волнует, может ли она найти квир-семью без сексуальной связи:
- Я надеюсь, что мне улыбнется удача, и я найду кого-нибудь, кто захочет быть вторым родителем не будучи сексуальным партнером.
Задеваем ли мы чувства людей или посылаем ли неверные сенсорные сигналы из-за наших сенсорных реакций? Из-за того, что мы общаемся невербально иначе, благодаря нашей манере обрабатывать поступающую сенсорную информацию, шансы неверной интерпретации достаточно велики.
- Мне нравится прикасаться к человеку  просто  потому что я испытываю к нему чувства, но женщины, с которыми я встречалась, все время думали, что мои прикосновения означали сексуальное желание, - откровенничает Ферн. - Одна женщина даже сказала, что я помешана на сексе!
Проблемы с сенсорной интеграцией могут повлиять на наши способности работать при ярком освещении, в шумной обстановке, рядом с сильными запахами или отвлекающими поверхностями.

 - Мне нравится идея 
прайда, но празднество после марша, Прайдфест, включает в себя ужасно громкую музыку, которая слышна даже на расстоянии квартала, - говорит Ферн, которая также «очень чувствительна» к табаку, марихуане, благовониям, ритуальным травам, священному окуриванию на лесбийских вечеринках и религиозных мероприятиях.
- Так много людей покрывает себя пагубными химикатами и ароматами, что становится сложно оставаться сосредоточенным, - объясняет 
Мэдисон, 25-летняя пансексуалка из США.  - Я не могу пользоваться какими-либо средствами для волос, даже если это делает меня привлекательнее, просто потому что не выношу этот сильный запах и чувство "соломенных" волос. Наши разумы настолько чувствительны к нашей окружающей среде, что они не могут одновременно быть сосредоточенными на социализации и справляться с ошеломляющим сенсорными опытом.
Проблемы с сенсорной интеграцией могут повлиять не только на пять органов чувств, но еще и на чувство равновесия  и на ориентацию в пространстве.
- Я часто падаю, - говорит Камилла. - Моя последняя девушка – ­мы расстались два месяца назад – видела мои падения трижды. - Танцы вызывают у меня беспокойство с тех пор, как я перестала полностью контролировать свои конечности. Такая осведомленность (или наоборот) о том, что касается чувств, может сделать отношения между девушками достаточно сложными.
Знакомство и общение с "безумными"

- И без того трудно найти партнера одного с тобой пола, - говорит Ферн. - То, что ты в спектре и особенно если ты не любишь шумные бары и вечеринки, сильно усложняет тебе задачу.
 Для тех, кто не заинтересован в "тусовке", существуют и другие, менее очевидные способы найти квир-друзей и партнеров: так называемые "экспресс-знакомства", встречи одиноких и другие групповые активности. К сожалению, все эти методы подразумевают изматывающее времяпрепровождение с незнакомцами и необходимость распознавать язык тела большого количества людей.
- Очень сложно найти женщину для отношений, - рассказывает 
Саманта, 23-летняя бисексуалка из США. - Я не знаю, как определить, что женщина, которая мне понравилась, заинтересована в однополых отношениях. Единственный способ - пойти на мероприятие, где собираются одинокие лесбиянки. Однажды я пошла на такую встречу, но это вылилось в ужасную нервотрепку потому что я никого там не знала". 

Аника хорошо относится к маленьким компаниям, если она уже знакома с кем-то из ее членов.
- Но я никогда не хожу в незнакомые компании, если со мной не идет хотя бы один близкий друг. Из-за этого я никогда не пытаюсь пробиться к какой-нибудь 
ЛГБТК группе. Как-то я оплатила вступительный взнос в скалодром, где проходили встречи ЛГБТ-сообщества. Я пришла, 
посмотрела на незнакомых улыбающихся людей, ведущих милые диалоги, и настолько сильно засомневалась в том, что смогу присоединиться к ним, что ушла домой в слезах. Для людей в спектре обычные ЛГБТ-встречи совсем не обязательно проще, чем "тусовки" вроде парадов. 

За экраном 

Виртуальная реальность - благословение и проклятие. Мэдисон живет в отдалении от городов, но все равно чувствует себя частью квир-сообщества, хоть и: "только онлайн. Я нашла группы в TumblrFacebook и в блогосфере, которые заставляют меня почувствовать настолько крепкую связь с сообществом, как если бы я не была социально изолирована". 

Интернет может стать раем в случаях, когда реальный мир небезопасен.
- Онлайн-переписка с людьми спасла меня, - говорит Аника. - Мне гораздо проще таким образом находить новых друзей и 
выражать себя.

Но тем не менее все возвращается на круги своя, когда мы встречаемся тет-а-тет.
- Одна женщина рассталась со мной, потому что не верила, что в реальности и в сети общалась с одним и тем же человеком, - делится Ферн, которая в сети воспринимается гораздо более уверенной в себе.

Одиночество и неопытность

"Мне было очень трудно, когда я была моложе", - рассказывает Аника о том, каково принадлежать одновременно к ЛГБТ сообществу и к аутистическому спектру
. Помимо того, что ей постоянно нравились не те люди, у 
Аники не было никого, с кем она могла бы обсудить свои переживания.
- Я не знала, как вообще контактировать с людьми, - объясняет она. - У меня даже не было друзей, пока я не повзрослела". 

История одиночества Аники достаточно распространена среди людей с РАС. Достаточно тяжело найти друзей, когда ты в аутистическом спектре... Как же, черт возьми, найти себе пару?
- Я жутко боюсь быть отвергнутой, - признает Мэдисон. -  Я всегда пытаюсь просчитать все возможные варианты развития, и вероятность отказа настолько выводит меня из равновесия, что я никогда всерьез не задумываюсь о том, что я буду делать в этом случае.

 У 
Саманты похожая проблема:
- Обычно я не знаю, как подступится к человеку, который мне нравится, или я очень беспокоюсь о том, что слишком навязываюсь другим. 

Знакомство с кем-либо требует от тебя не только умения распознать флирт и послать верные сигналы, но и веры в свои силы после многих лет разочарований и борьбы с грузом прошлых социальных провалов. Отчасти у меня меньше практических навыков в сфере знакомств и отношений, чем у людей в два раза младше меня.
- У меня было не так много свиданий, - говорит Аника.
У Саманты та же история - впервые она пошла на свидание, когда ей был 21 год:
- Можно сказать, у меня замедленное развитие в сфере романтических отношений.
В последнее время она не в лучшем состоянии духа из-за того, что ей ни разу не удалось преодолеть рубеж в месяц.
- Я хочу серьезных и долгих отношений, но абсолютно неспособна установить связь с людьми, которые мне нравятся, - сокрушается она. - Большинство из них почему-то сразу теряют ко мне интерес.

Дискриминация

Когда ты среди единомышленниц, тебе не нужно думать, как подать знак той симпатяжке, что тебе - оказывается! - нравятся девушки. Но квир-аутисты сталкиваются с другим проблемным камин-аутом. Рассказать ей сейчас об аутизме, рискуя сформировать предвзятое мнение, или хранить это в секрете, даже несмотря на то, что она воспримет наш неестественный язык тела как показатель нашей грубости, нелепости или даже глупости? 

- Иногда бывает очень сложно понять, когда стоит рассказать, что у меня аутизм, а когда нет, - комментирует эту ситуацию Саманта. - Однажды я познакомилась с человеком, и вышло так, что у него тоже был аутизм. Так что мы быстро это выяснили.
Ферн была не столь удачлива:
- Как-то женщина, с которой я познакомилась, не могла поверить, что я действительно настолько неуклюжая. Она думала, что либо я притворяюсь, чтобы привлечь внимание, либо, по ее словам, я - 'неполноценная', а она не хотела знакомиться с такими людьми.

То, что люди отталкивают нас или не подпускают близко просто из-за того что мы - это мы, очень ранит. Ферн была свидетелем неприличного количества эйблизма в ее местном квир-сообществе. Она заявляет, что сообщество должно задуматься над этим и поразмыслить, как можно улучшить ситуацию для людей с теми или иными особенностями. У Ферн есть глухие друзья, которые не могут посещать мероприятия без сурдопереводчика или субтитров; знакомые с физической инвалидностью, которые не могут посетить вечеринку, дискотеку или мероприятие, если в здании нет лифтов; знакомые с диабетом или пищевой непереносимостью, которые обнаруживают, что не могут есть поданные блюда; друзья с РАС, которые не могут участвовать в Прайде из-за слишком громкой музыки. 

Но с другой стороны, опыт Джози подтверждает, что сообщество может создать необходимые условия для людей с любыми возможностями.
- Наша местная ЛГБТ-группа - просто чудесная, они понимают необходимость борьбы с 
эйблизмом для создания более безопасного пространства без дискриминации.
На их собраниях, которые, кстати, проходят в помещениях без сильных запахов, посетителей информируют о лифтах и доступных уборных, на еду прикрепляют пометки о наличии тех или иных аллергенов, предоставляют затычки для ушей, а также на большинстве вечеринок  предусмотрены  тихие места. На мероприятиях 
присутствуют специальнообученные люди, если кто-то будет слишком расстроен или возбужден.
- В общем, у меня был очень позитивный и обнадеживающий опыт с этими ребятами. Они ответственно подошли к тому, чтобы понять мой аутизм и мои потребности как квир-аутиста. 

Преодоление

Квир аутичные женщины, с которыми я беседовала, научились использовать необычные применения своим сильным сторонам, когда они находятся в квир сообществе. Чтобы наслаждаться своим пребыванием в нем, они научились справляться с ежедневными трудностями в общении, отсутствием взаимопонимания и сенсорными перегрузками.

В противовес тому, что ЛГБТ-мероприятия обычно не приспособлены для аутичных людей, существует интернет, в котором нет языка тела и такой перегруженности органов чувств.

Онлайн-знакомства позволяют 
Саманте общаться так, как ей удобно:
- Практически я всегда встречаюсь с людьми в интернете, потому что мне трудно делать первый шаг или флиртовать". 

Существуют определенные стратегии, которые помогают справиться с сенсорной информацией и остаться в здравом уме. чень важный путь остаться в здравом уме.

- Для меня все звуки находятся на одном уровне громкости,
 то есть я не могу отделить одну беседу от другой, если они происходят рядом, - говорит Камилла, которая также знает, что некоторые запахи могут вызывать у нее тошноту.
Игнорирование - хорошая тактика, но Камилла справляется с подобными ситуациями по-своему: "Для того, чтобы сосредоточиться на одном разговоре, я просто закрываю одно ухо. А чтобы не реагировать на запахи, я стараюсь не дышать носом. 

Джози придумывает свои альтернативы неблагоприятным для людей с РАС ситуациям:
- Мы с моими друзьями считаем Прайд и связанные с ним мероприятия недоступными для всех, даже враждебными, если ты не белый, 
цисгендерныймаскулинный, здоровый и нейротипичный. Нас это не устраивало, поэтому мы решили создать что-то свое. Например, занятия в бассейне, 
доступные всем.

Наличие крепкой опоры в виде друга или компании может помочь нам комфортно участвовать в привычных мероприятиях.
- Мне нравится ходить по клубам, - рассказывает Аника, - но перед походами туда я всегда удостоверяюсь в наличии плана "
Б" и в том, что люди, с которыми я иду, или хотя бы некоторые из них, знают о моих проблемах и могут просто ждать, если мне станет плохо.

Знакомство

Примерно 1 из 20 людей идентифицируют себя как ЛГБТК, а расстройство аутистического спектра есть как минимум у 1% людей в мире. Я не сильна в статистике, но это означает, что миллионы людей с РАС являются ЛГБТ или гендерно-неконформнымиОднажды получится так, что ты встретишь привлекательного аутичного человека. Как ты поступишь?

Если ты флиртуешь с кем-то аутичным - откажись от тайных невербальных сигналов. Расскажи нам свои мысли и чувства настолько буквально, насколько это вообще возможно.
- Не бойся спросить напрямую, заинтересованы ли мы в тебе, - советует Мэдисон. - Возможно, по каким-то причинам 
мы не можем сказать о симпатии. К тому же, наша заинтересованность не всегда внешне похожа на интерес у нейротипичных людей.

Мы достаточно легкие мишени для псевдодрузей и двуличных партнеров, поскольку мы не всегда различаем нюансы языка тела. Разъясни неписанные правила и скажи о своих намерениях.

- По моему опыту, ты далеко пойдешь, если будешь открыт и честен с людьми, - объясняет Аника. - Во всех моих отношениях партнеры были с самого начала искренни по поводу своих чувств. 

Если мы кажемся странными - вспомни, что мы не умеем бессознательно воспринимать язык тела, и что большинство из нас безумно хочет установить взаимоотношения. Преодолей свое предубеждение и узнай нас, прежде чем составлять о нас какое-то мнение.
- Попытайтесь быть внимательнее к другим людям. Не все ведут себя так же, как вы, - советует Аника. 

Отпразднуем же различия

- Я думаю, нейротипичные люди должны перестать смотреть на аутизм, как на что-то, требующее 'излечения', - подчеркивает Саманта. - Это не заболевание. Просто наш мозг иначе функционирует. Да, действительно, неврология делает наше взаимодействие с социумом труднее. Но наша удивительная честность, наша увлеченность вопросами, которые нас интересуют и знания в этих вопросах , наша чувствительность к окружающей обстановке, наши нововведения и открытость альтернативам, наша преданность людям, которые принимают и любят нас - все это затмевает иной порядок нейронов в нашем мозге. 

Основной посыл движения за принятие аутизма - это уважение и принятия себя такими, какие мы и есть вместо стыда. Отличия - это не дефект.
- Я думаю, аутизм заставляет меня меньше волноваться из-за общепринятых норм, - говорит Келси. - У меня нет стремления "быть как все". Если честно, эта мысль меня даже пугает. Благодаря этому мне проще признать, что я особенная и в другом плане".

Кто может лучше  понять выбор между гордостью и стыдом (в пользу первого), чем мы, квир-сообщество?
- Судя по моему опыту, люди, которые так или иначе не соответствуют общепринятым нормам, обычно более открытые и лучше принимают других людей, которые отличаются от большинства, - отмечает Аника. - От них я чувствую принятие и мне не приходиться лезть из кожи вон только для того, чтобы казаться "нормальной".  Это обеспечивает мне больше свободы и я меньше переживаю от того, что приходиться находиться среди других людей. Мне не кажется, что в ЛГБТК сообществе мне труднее, чем в других сообществах. Точнее, там даже легче.


(Описание изображения: Графические женские фигуры, изображенные в разных положениях)